В очередную передачу по пропаганде здорового образа жизни из цикла «Обнинск – здоровый город» врач Зиновий Гуров пригласил врача-психиатра и психотерапевта Ирину Владимировну Куц. Речь шла о стрессах у детей и о том, как с ними справляться. Предлагаем нашим читателям наиболее важные и интересные фрагменты этой беседы.

– Когда китайцы хотят пожелать человеку что-то плохое, они говорят: «Чтоб вам жить в век перемен!». И сей час у нас как раз такое время – время перемен и больших проблем. А если говорить о наших детях, то у них жизнь меняется постоянно. И, конечно, это может приводить к стрессам. А что такое стресс?

– Многие боятся этого слова – стресс. Но стресс является спутником нашей жизни, поскольку это нормальная физиологическая реакция организма и бороться с ним глупо. Жизнь любого человека начинается со стресса – с процесса рождения. Но надо знать, что стресс в норме – это кратковременная реакция нашего организма, которая мобилизует наши силы и подталкивает нас к каким-то действиям. А вот когда стресс затягивается, организм начинает истощаться. Приходит слабость, раздражение, тревога, головные боли, и вот на этом этапе уже нужно помогать и детям, и взрослым с этим справляться.

– Мы знаем, что нередко к состоянию стресса детей приводит школа. Так ли это?

– Да. Школьный стресс – это очень актуальная тема, и наверняка многие родители нередко сталкиваются с такой проблемой. Школьный стресс можно раз делить на несколько больших этапов. И первый наступает, когда ребёнок идёт в первый класс. Это первая большая пере мена в их жизни. Дети привыкли играть, двигаться, а тут им нужно 40-45 минут сидеть за партой и слушать учителя. К тому же на первый класс приходится так называемый «кризис семи лет». И начинаются истерики и манипуляции. Второй этап стресса – это пятый класс, когда начальная школа заканчивается и жизнь снова меняется: детям надо привыкать и адаптироваться к разным учителям. А память немножко снижается, и у детей нередко ухудшаются оценки. А самый ответственный момент – это выпускные классы. Здесь детей приводит к стрессу страх перед перед сдачей экзаменов и будущей новой жизнью, которую они, как правило, себе плохо представляют.

– И что же делать родителям?

– Самое главное для родителей – не ругать ребёнка, не заставлять и не давить на него морально. А лучше попытаться с ним поговорить и разобрать его страхи. Это касается детей всех возрастов.

С первоклассниками можно поиграть в школу. Пусть мама станет учеником, а ребёнок – учителем. Поверьте, вы узнаете много интересного. Также в форме игры или даже соревнования можно делать с ребёнком домашние задания. А ещё в первом классе, кроме адаптации к педагогу, идёт становление межличностных отношений у детей: кто-то обидел, кто-то толкнул… И здесь задача мамы и папы – подружить ребёнка с его обидчиком.

– А как помочь более старшим детям?

– В пятом классе две основные проблемы: кабинетная система и множество новых учителей. Здесь тоже можно предложить ребёнку игру, но в другой форме. Например, к задаче найти нужный кабинет можно относиться как к квесту. А чтобы понять учителей, опять поможет игра «в школу». Поставить ребёнка на место взрослого – это хороший шаг к пониманию учителей. Что касается, выпускника, то здесь главное – не пугать его предстоящими экзаменами и тем, что он их не сдаст. Это может привести к самым трагическим последствиям – вплоть до суицида. Наоборот, надо попытаться до нести до подростка, что экзамен – это не страшно, и это не конец жизни, а начало чего-то нового. И даже если ты плохо сдашь экзамены, есть разные варианты дальнейшей жизни.

– Ну, и напоследок, пожелайте что-нибудь нашим горожанам.

– Мне хочется искренне пожелать всем родителям, всем педагогам и, конечно, же детям справляться со стрессом всем вместе – с помощью семьи и учителей. Давайте делать это на раннем его этапе и не допускать крайностей!

Записала М. Воронцова


Наши партнеры