"Наши люди должны понять сами и объяснить своим детям, что вести здоровый образ жизни - это комфортно, престижно и достойно." (Зиновий Гуров, Координатор муниципальной программы "Обнинск - здоровый город")
ОБНИНСК - ЗДОРОВЫЙ ГОРОД
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Все проекты программы
 
Благодарим
за поддержку
 

26.05.2010 - Осторожно - дети!

Диагноз «вегетативно-сосудистая дистония» часто ставят детям, страдающим головными болями, головокружением, обмороками, низким или повышенным давлением. Такое заболевания может даже стать основанием для освобождения школьника от экзаменов. По мнению пациентов, диагноз «вегетативно-сосудистая дистония» звучит по-научному солидно, но загадочно. Что же он означает? Об этом мы побеседовали с педиатром Обнинского Центра реабилитации Дмитрием Алексеевичем Плахутой.

НЕВОЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН

Последние десятилетия мы живем в очень обширном информационном пространстве. И если взрослые как-то научились справляться с этим потоком информации, то дети не могут эту лавину ни хорошо усвоить, ни правильно оценить.
К тому же родители, пытаясь реализовать в своих детях то, что не удалось сделать им в своей жизни, зачастую не могут правильно рассчитать ресурсы детского организма. И неудивительно, ведь сейчас для образования и воспитания детей открываются такие огромные возможности, что просто «глаза разбегаются». Хочется дать своему ребенку и то, и это. Но при этом возрастают, увы, и нагрузки.
В наше время нередки ситуации, когда у ребенка уже с первого класса бывает в школе по 6-7 уроков в день. Потом ему надо делать домашние задания - это еще часа 3-4. После этого ребенок должен идти в музыкальную школу, затем – на занятия иностранным языком. И хорошо, если в этом расписании найдется местечко спортивной секции. А ведь есть еще компьютер… Так и получается информационная перегрузка.
- Ребенок должен получать информацию дозировано, и лишь ту, что необходима ему на данный момент, - поясняет педиатр Дмитрий Плахута. - Дело в том, что ребенок 7-8 лет готов усваивать далеко не все, что ему говорят. Из 45-ти минут, которые длится урок, лишь 7 минут он усваивает информацию эффективно, а 15 минут – более-менее сносно. Все остальное время маленький человек просто физически не готов принять новые знания. В это время лучше заняться повторением пройденного или закреплением уже усвоенного. Грамотные педагоги знают эту особенность детского организма, а вот родители в своем рвении «дать ребенку как можно больше» на самом деле только мешают своему чаду ее усваивать. Но при этом, они потом строго спрашивают и расстраиваются, что «он ничего не понял и не запомнил!»

ВСД – ПРОБЛЕМА социальнАЯ

Такие психологические перегрузки, разумеется, не могут пройти бесследно для неокрепшего еще организма. Эмоциональное напряжение может длиться неделями, месяцами. Оно становится опасным для здоровья.
- На этом фоне у детей зачастую возникают различные нервные расстройства . –рассказывает Дмитрий Алексеевич. - У одних они протекают в форме страха: ребенок боится что-то не успеть, чего-то не сделать, боится расстроить родителей, не оправдать возложенные на него ожидания. У других это проявляется полным равнодушием или демонстративным неприятием всего того, что предлагают взрослые: «Я не буду это делать вам назло!» Все это и есть астенический синдром – вегетососудистая дистония или дисфункция (ВСД), которую у детей и подростков необходимо рассматривать как социально значимую проблему.
Термин “вегетососудистая дисфункция” широко используется терапевтами и педиатрами аж с 1910 года. Медики отмечают, что за последние годы увеличилось число детей со сниженными приспособительными возможностями организма.
В детском возрасте дисфункция вегетативной нервной системы является одним из наиболее распространённых симптомокомплексов, при которых нарушается иннервация практически всех внутренних органов, поэтому проявления ВСД бывают самые разные: сосудистая лабильность, расстройства термо- и хеморегуляции, функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения, центральной и периферической нервной системы, психики, кожные симптомы. - Функционально организм ребенка - это единое целое. Поэтому нельзя говорить о заболевании чего-то одного, например желудка. Оно сразу потянет за собой проблемы других систем и органов, – уверен Дмитрий Плахута.
Таким образом, от нервных потрясений по принципу цепной реакции расстраиваются буквально все системы и органы детского организма. ВСД может перерасти в такие серьезные заболевания, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и др. А ведь именно сердечно–сосудистые заболевания в наши дни — главная причина инвалидизации и смертности во всем мире. Каждая третья смерть происходит от болезни сердца. По данным крупнейших кардиологических центров, в России зарегистрировано 23 миллиона случаев сердечно–сосудистых заболеваний на 143 миллиона населения страны. К тому же, врачи отмечают стремительное “омоложение” этих заболеваний: за последние пять лет их рост среди детей и подростков превысил 60%.
А патологии желудочно-кишечного тракта могут усугубиться неправильным питанием - чипсами, гамбургерами и прочим фаст-фудом, на который так падки дети, доверяющие, к тому же сомнительной рекламе.

ВЫХОД ЕСТЬ!

Получается, что корень всех зол – избыток информации? Но как же быть? Ведь невозможно изолировать ребенка, поселить его в лесу! Он должен получать образование, социализироваться в обществе. Неужели выхода нет?
- Очень многое в этом вопросе зависит от родителей и учителей. От их умения правильно дозировать нагрузку и информацию, от умения сочетать умственные нагрузки с физическими упражнениями, - считает доктор Плахута. - Соотносите возможности и способности вашего ребенка с теми делами, которые вы на него взваливаете. Не надо думать, что если ребенок справляется успешно с дополнительными нагрузками, то надо добавить еще парочку секций или факультативов. Предел этому положен самим организмом, и его реакция будет болезненной, поэтому выберите самое главное, самое важное для вашего ребенка. Обязательно надо заниматься спортом - сейчас в Обнинске для этого возможностей  много, как никогда! В человеке все должно быть гармонично – и физическое, и психическое, и умственное развитие. Также очень важно наладить режим питания у ребенка.  Сейчас этим активно занимаются и на государственном уровне. Власти принимают программы по организации полноценного питания в школах. Горячие завтраки, вкусные и полезные обеды – все это позволит эффективно решать любые проблемы желудочно-кишечного тракта.

Ну, а если вегето-сосудистая дистония уже обосновалась в организме вашего ребенка, если у него часто болит голова, повышена утомляемость, без причины скачет настроение и мучают боли непонятного происхождения в живот, в этом случае, разумеется, необходимы реабилитационные мероприятия под контролем опытного педиатра. 


Танцы
Здоровый образ жизни - активное долголетие
Займись здоровьем
Профилактика заболеваний (а)
Твое здоровье завтра
2009-2019 © Администрация г.Обниска Создание сайта Kproject